Кифоренко Т.Т.
                педагог-психолог
Гиперактивный ребенок: некоторые аспекты взаимодействия
(семинарско-тренинговые занятия для родителей)

В свете принятой правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, огромное значение отводится системе психолого-педагогического сопровождения, которая призвана помочь ребенку преодолеть все трудности учебно-образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает комплексное взаимодействие, направленное на оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса. Важная роль в данном случае отведена работе с родителями, т.к. многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, что, в свою очередь, вызывает серьезные проблемы при взаимодействии с детьми. В связи с вышеизложенным, нами была разработана программа семинарско-тренинговых занятий для родителей детей «группы риска», осуществляющих переход из начальной школы в основную: «Ваш ребенок становится взрослым» Один из блоков которой, направлен на оказание помощи родителям при взаимодействии с гиперактивными детьми.
К сожалению, не смотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, психологи, дефектологи, логопеды и психиатры), до сих пор среди родителей и педагогов существует мнение, что гиперактивность является всего лишь проблемой поведения ребенка, его излишней двигательной активностью, результатом неправильного или неумелого воспитания, а иногда просто его «распущенностью». Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в детском саду, в школе или в быту излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Однако, такая поспешность в выводах не является правомерной, т.к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз и может быть поставлен только специалистом и только после проведения специальной диагностики.
В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), причинами возникновения которой может быть патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни ребенка, а также генетическая обусловленность. Синдром гиперактивности не является проблемой актуальной только для нашей страны, в настоящее время во многих странах мира проводятся нейрофизиологические, нейропсихологические и биологические исследования ММД и гиперактивности. В большинстве случаев, исследователи выделяют три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. Существуют и другие классификации, однако мы остановимся на этой и поговорим о том, что необходимо знать родителям ребенка с диагнозом «синдром гиперактивности»
По данным некоторых исследований (Шевченко Ю.С., Заваденко Н.Н., Кэмпбелл Р.) школьные проблемы почти у половины неуспевающих детей вызваны синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), который также может стать причиной нарушения адаптации ребенка к социальным условиям, формированию негативной самооценки и враждебности не только к тому, что вызывает эмоциональное напряжение, но и ко всему окружающему в целом.
Первое и самое основное, что необходимо знать при взаимодействии с гиперактивными детьми: лечение, реабилитация и воспитание гиперактивного ребенка должно проходить комплексно, т.е. при тесном взаимодействии всех участников процесса, а именно врачей, педагогов, психологов и родителей. Только в этом случае у ребенка появляется возможность для включения компенсаторных механизмов, способствующих реализации его потенциала, снижению эмоционального напряжения, обеспечении успешности в обучении и социальной адаптации.
В соответствии с вышеизложенным, каждый из специалистов отвечает за свой участок работы в данном направлении, но все они обязаны проводить разъяснительную работу с родителями для корректировки их действий и достижения ситуации успеха.
Медицинский специалист должен объяснить родителям, что «плохое» поведение ребенка связано с физиологическими проблемами, которые он не в состоянии самостоятельно разрешить, а не с желанием досадить взрослым или сделать им «назло». В данном случае поведенческие проблемы ребенка невозможно решить только волевыми усилиями, необходимо огромное терпение и выдержка, а также кропотливая и постоянная работа специалистов и родителей.
И, наконец, несколько основных требований или условий, которые необходимо соблюдать родителям в процессе взаимодействия с гиперактивным ребенком:
• обеспечение ребенку общего эмоционально-нейтрального фона развития;
• создание атмосферы спокойствия и уверенности в общении с ребенком;
• строгое соблюдение выработанного совместно с ребенком распорядка дня;
• обязательное и неуклонное выполнение установленных правил как в системе наказания, так и в системе поощрения;
• установление и поддержание атмосферы доверия и взаимоуважения;
• избегание как категоричности в общении с ребенком, так и вседозволенности;
• выполнение всех рекомендаций специалистов.